Вот такое кино

Вот такое кино

Я, бывает, малость запаздываю в реакциях. Сейчас, например, все пишут про «Левиафана». Это модно. Каннская ветвь, Золотой глобус, ни сегодня завтра включение в шорт-лист премии Оскар. Специалисты уже вовсю говорят о том, что фильм будет успешен в нашем прокате, еще бы – столько регалий. Лично я на него не пойду. Фильмы Звягинцева нагоняют на меня хандру. После них жить не хочется. Сейчас зима, метель, в Москве штормовое предупреждение, а я, если верить гороскопам, знак склонный к суицидам. Да и включение фильма в номинацию на премию Оскар (или даже его наличие) меня не волнует. Нам давали Оскар 6 раз (приз 2000 года за мультфильм «Старик и море» я не считаю, ибо мульт), 5 из них во времена СССР. Тогда нас уважали и боялись, в 90-х («Утомлённые солнцем» Никиты Михалкова 1994 года) нас жалели (под видом покровительства). Сейчас нас откровенно стебут. Ну, правда, мне кажется, сейчас могут дать премию любой картине, в которой все герои пьют водку из горла на фоне разрушенных заводов, домов и жизни в целом.
Так вот поэтому я хочу написать о фильме «Исход: цари и боги», премьера которого состоялась в России относительно недавно – 1 января 2015 года.
Думаю, для того, чтобы сформировать определенный взгляд на исторические события у максимально возможного количества людей – это идеальный фильм. Создатели постарались на славу: и режиссер, и оператор, и постановщик, и, конечно же, продюсер и пиарщики. Но отдельно мне хотелось бы отметить работу сценариста. Я не египтолог, не арабист и не изучала древние тексты. Я два или три раза бралась за чтение Ветхого Завета и доходила только до половины. Но даже я поняла, что сценарист кардинально решил поправить первоисточник. Причем именно для того, чтобы зритель пожалел евреев и возненавидел египтян. Далее я привожу всего три примера, они не исчерпывающие, но, на мой взгляд, самые значительные.
Во-первых, в фильме Моисей узнает о своем происхождении и национальной принадлежности от рабов, к которым он, как посланник фараона приезжает с дипломатической миссией – усмирить протестные настроения. В первоисточнике же, коим для нас является ветхозаветный Исход, нет упоминания о том, что Моисей был не в курсе своей родословной. Сказано лишь, что его усыновила дочь фараона, которая и нарекла его Моисеем (такое простое древнеегипетское имя). То есть с одной стороны у нас Моисей, который честно служит фараону, считая себя египтянином, и только в зрелом возрасте узнающий о том, кто он есть, и начинающий в связи с этим бороться с несправедливостью. А с другой – Моисей, зная кто он и откуда, служит фараону и издевается над соплеменниками по долгу службы. Потом обоим является Бог, ну, а дальше вы знаете. Совсем разный сюжет и образ главного героя, не так ли. Как говорят в Одессе, две большие разницы.
Во-вторых, в фильме нет никаких упоминаний о том, почему евреи в Египте стали рабами. Непосвященный зритель смотрит и думает, что евреи всегда были рабами у египтян, батрачили на них, строили пирамиды, а те в свою очередь были озабочены только теми, чтобы сделать жизнь первых как можно более невыносимой. Первоисточник же говорит нам о том, что евреи стали рабами на земле египетской после того, как власть стала беспокоить возросшая рождаемость среди «беженцев». То есть власть, таким образом, решила себя обезопасить. В качестве маленького лирического отступления: в современном Израиле серьезная демографическая проблема. Темпы роста арабского населения резко опережают оные среди евреев. Правительство обеспокоено тем, что со временем это может привести к тому, что в еврейском государстве евреи останутся в национальном меньшинстве. Что в связи с этим делает правительство? Оно принимает закон «О национальном государстве», который гласит, что Израиль – это демократическое государство еврейского народа. Единственным народом, имеющим право на национальное самоопределение в пределах Израиля, признаются евреи. Это, конечно, не рабство для израильских арабов, но, согласитесь, параллели найти можно.
Ну, и наконец, в-третьих, мое любимое. Фильм закачивается тем, что народ Израиля выходит на финишную прямую своего странствия. По крайней мере, это читается по отросшей и поседевшей бороде Кристиана Бэйла (он же Бэтмен, он же Моисей). Также в фильме есть сцена, в которой Моисей записывает произносимые Богом заповеди на горе Синай. Однако нет ни одного упоминания о том, что во время пребывания Моисея на горе его народ впал в страшный грех – он сотворил себе Золотого тельца и стал поклоняться ему. «Когда народ увидел, что Моисей долго не сходит с горы, то собрался к Аарону и сказал ему: встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось» (Исх. 32:1-4). За что впоследствии и был наказан спустившимся с горы Моисеем: «Так говорит Господь Бог Израилев: возложите каждый свой меч на бедро свое, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего» (Исх. 32:27).
Из всего вышесказанного напрашивается только один вывод – создатели фильма идеализировали образ Моисея и его народа. Рассуждать о том, почему они это сделали, я не буду. Тут все достаточно очевидно. И каждый может самостоятельно над этим поразмышлять.