Оркестр, музыку!

Оркестр, музыку!

Играет веселая музыка, но отчего-то невесело…

Друзья, меня потянуло к корням, видимо, возраст. На днях я посетила премьеру спектакля «Оркестр» по одноименной пьесе французского драматурга Жана Ануя. «Ну, и при чем тут корни?», — спросите вы. И, правда, я и французского-то не знаю. А дело вот в чем. Спектакль давали не в МХТ, не в Сатириконе и даже не в Московском областном театре, что дислоцируется в Кузьминках. Давали его в моих родных Котельниках! Городе, который, я, конечно, люблю, но любовь моя, безусловно, была бы сильнее на расстоянии (как оно обычно и бывает, люди, покинувшие родину, не дадут соврать).

До недавнего времени я полагала, что общего у культуры и Котельников – только первая буква. Тут можно нарваться на мат в свою сторону, лишь подняв трубку домофона, можно найти гору мусора в лесу, даже не ища, можно встретить представителей всех стран, входящих в БРИКС, не говоря уже о выходцах из бывших советских республик. Тут с одной стороны Московский НПЗ, с другой рынок Садовод со всеми вытекающими, с третьей какие-то мусороперерабатывающие заводы, с четвертой еще не бог весть что. Картина ясная, что картина темная.

Так вот, я, законченный циник и скептик, не питающий никаких иллюзий по поводу будущего моего города, могу сказать, моя непоколебимая вера в то, что вокруг творится полный пушной зверь рухнула.

Это случилось в среду, 24 мая, и виной всему пара скрипок, альт, виолончель и восемь актеров.

Кажется, я окончательно переболела привязанностью к громким именам и большим залам, стригущим немыслимые деньги за билеты, и погрузилась в нежный флер камерной привлекательности.

Я точно знаю, о чем говорю, до этого был прекрасный спектакль выпускников одного из театральных ВУЗов столицы в стенах театра им. Булгакова и Островский на малой сцене Сферы. И наверняка я ничего не смыслю в игре, но то, что показали артисты нашей местной труппы, было ничем не хуже московских постановок.

Ведь если опустить законы игры и заскорузлые театральные правила, должно оставаться самое главное – сердца актеров и пресловутое «Верю».

И оно здесь было. Я искренне смелась и горевала вместе с героями. А это, наверное, и есть одна из важнейших целей искусства – проникнуть внутрь каждого отдельного человека и дзинькнуть по струнам его души. А где это происходит, в Камергерском или за МКАДом, и сколько это стоит, 20 тысяч или 200 рублей – это второстепенно.

Теперь немного о самой пьесе, которую я, увы, не читала. Впрочем, может, оно и к лучшему. Эта неосведомленность позволяет судить о постановке, как об отдельно взятой художественной единице, без привязки к оригиналу. И вот какой она мне увиделась.

Оркестр – это наслоение противоречий: мужчины/женщины, потаскухи/старые девы, кабак/война, музыкальная классика/эстрада, кубинские ритмы/людская трагедия.

Кажется все здесь наизнанку, все в разладе, ан-нет, стоит приглядеться поближе, как видишь что объединяет героев – все они несчастны. Каждый по своему и всё же все так одинаково. Для кого-то к концу пьесы это становится очевидным (пианист и Сюзанна), а кто-то так и остается уверенным в том, что делает все правильно (все остальные).

Вообще, при таком обилии женских образов, даже странно, что источник проблем заключался лишь в одной из них. Наверное, потому и смерть ее в конце кажется весьма закономерной и даже не трагичной. Мне почему-то совершенно не было ее жаль. Обвинив пианиста в трусости и неспособности дать отпор нелицеприятным намекам мадам Ортанс, сама Сюзанна на поверку, увы, оказалась самым слабым звеном. Люди, перекладывающие ответственность за свои неудачи на других, всегда вызывают интерес и в жизни, и на сцене. Она выросла на классике, а вынуждена играть попсу для выпивох, она молода и невинна, а женатый мужчина совратил ее и не хочет разводиться с женой. Какая печаль! Конечно, добить всех, повесив на них чувство вины еще и за свою смерть – отличное решение. Как раз в духе таких людей.

Героев объединяет еще и то, что корень всех их проблем лежит в той сфере, на которую они не могут повлиять (теоретически могут, но это долго и сложно) – общество с его нормами и правилами. Которые нарушает каждый из героев, невольно или намеренно не так важно. Это вызывает недовольство собой и окружающей действительностью.

Плохо менять мужчин как перчатки, плохо вступать в связь с женатым мужчиной, плохо изменять жене, плохо волочиться за мужчиной, плохо, когда твой мужчина ни во что тебя не ставит, а ты все равно с ним, потому что «он часть тебя».

Это все скверно, это не норма, от этого плохо пахнет. О-ля-ля! Что же с этим делать? Может, послать к черту?… Здесь должен быть занавес, но его не было. Поэтому… Бац! 

Хочется отметить, вся труппа – большие молодцы: режиссер, актеры, реквизиторы, все, кто приложил руку к созданию спектакля. Правда, после таких вечеров хочется жить, они вселяют надежду. Уверена, 31 мая все пройдет на таком же высоком уровне, но все же придется прийти проверить :) .

 

P. S. Маленькие казусы были компенсированы приятной атмосферой и бокалом шампанского :) . Еще раз спасибо!