Но я дерзаю до конца…

Но я дерзаю до конца…

В пятницу давали Макбет. Макбет режиссера Курзеля, не Шекспира, впрочем, от него здесь было много, начать хотя бы с оригинальных диалогов. Но мне все же хотелось бы оставить в стороне фигуру великого писателя и сосредоточиться на фильме, как на отдельной самостоятельной истории.
Вообще, уже достаточно давно я начала приходить к выводу: чтобы наслаждаться картиной и оценивать ее, как отдельное произведение, нужно отказаться от поиска каких-то скрытых политических подоплек или сравнений с первоисточником (ежели фильм снят по книге или является ремейком). Иначе рискуешь закопаться в сопоставлении сюжетов, акцентов, выводов.
И вот, что в этой связи хочется сказать о фильме Макбет. Он – потрясающий. От начала и до самого конца.
Во-первых, постановка батальных сцен и работа операторов. Когда в потоке нескончаемого месива и балагана, отлетающих голов и криков камера вдруг начинает замедляться и крупным планом показывать выражение лица главного героя, это вызывает какой-то удивительный эффект присутствия. Тебя как будто втягивают в экран, и ты становишься частью действия.
Во-вторых, музыкальное сопровождение. Знаете, оно тут какое-то бесподобно уместное и неочевидное. Нет этих банальных тревожных мелодий перед сценой убийства или бравого марша на фоне боя. Вкупе с актерской игрой это создает у зрителя ощущение естественности в восприятии того, что происходит в кадре.
В-третьих, кровь. Здесь ее много, но, честное слово, ни одна сцена убийства не выглядит бессмысленно кровожадной. Герои убивают осознанно, каждая жертва чувствует сопричастность палача. Действительно, не припомню другого фильма, в котором мне были бы насколько же понятны и не отвратительны сцены насилия.
И, наконец, в-четвертых. По порядку, но вовсе не по значению. Это актерская игра. Если бы у меня была шляпа, я сняла бы ее перед игрой Фассбендера, а если бы был чепчик, я бы бросила его в воздух в честь Котийяр.
Однако он ее все же переиграл. Не в последнюю очередь, думаю, потому что его персонаж изначально был сложнее, фактурнее, многослойнее. Он блестяще смог передать все внутренние переживания Макбета: его нежелание становиться убийцей и последующее привыкание к этой новой роли, малейшие смены настроения, когда кажется, что он безумен, а в следующую секунду мы видим уже хладнокровного уверенного правителя. Вообще, несмотря на то, что и в сюжете пьесы, и в фильме красной нитью проходит мысль о влиянии леди Макбет на своего мужа и его внушаемость, Фассбендеру удалось сделать своего героя абсолютно самостоятельным. И в своих сомнениях, и в своих решениях.
Для 2015 года это, пожалуй, must see.